Организационно-деятельностная игра
Г.П. Щедровицкий:
Основной этап первой игры проходил с 18 по 26 августа 1979 года на базе УФ ВНИИТИЭ в г. Новоуткинске и буквально поразил всех участников своими результатами. Хотя работа была очень напряженной и, сравнительно с другими формами организации работ, прямо-таки стремительной, мы конечно не могли выполнить всего того, что намечали (программа сознательно строилась с ориентацией на практически невыполнимые объемы работы, и мы дальше сделали это обязательным принципом оргпроектирования и программирования ОДИ, учитывая, что главная их цель и назначение – это развитие мыследеятельностии самих участников). Но то, что практически было сделано за 9 дней работы, намного превосходило любые, даже самые смелые ожидания участников: были разработаны знаковые формы фиксации программ КИПР, определено их содержание, разработаны новые средства, методы и техники программирующей мыследеятельности, в том числе новые средства и методы пространственной организации коллективной мыследеятельности, созданы и отработаны новые средства распредмечивания, сильно продвинуты вперед теоретические представления СМД-методологии и т.д. Но самое главное состояло даже не в этом, а в том, что на конкретном примере практической организации коллективной мыследеятельности было показано, что можно создавать такие формы организации совместной работы и межпрофессионального и междисциплинарного мышления, которые с необходимостью приводят к сплавлению и развитию исходных форм мышления и деятельности, к порождению новых знаковых форм, средств, методов и техник взаимопонимания и мышления и, при этом, вынуждают развиваться если не всех, то во всяком случае многих участников коллективной работы.
Последний день игры проходил на высоком эмоциональном подъеме, участники – проектировщики, исследователи, методологи – были буквально в эйфории, никто, несмотря на огромное напряжение и многочисленные стрессовые ситуации и даже психодрамы в ходе игры, не хотел прекращать общей работы. Успех выбранной формы организации коллективной мыследеятельности был неоспорим. И поэтому участники игры приняли решение распространить ее на другие случаи и ситуации, а это означало, что они, во-первых, затвердили в качестве образца, на основе которого будут строиться другие мероприятия подобного рода, а во-вторых, по сути дела подрядились теперь ответить на вопросы, что же происходило и произошло в этой «игре», рассмотреть все происходящее как новый тип игры и соответственно этому перестроить и развить само понятие игры, разработать методологию и теорию организации игр этого типа, а также описать на теоретическом и техническом уровне все процессы коллективной мыследеятельности и жизнедеятельности, развертывающиеся в их рамках.
На этом по сути дела закончилась предыстория ОДИ, процесс становления ее как новой формы организации коллективной мыследеятельности, и начались совсем иные процессы, процессы развития, образующие уже собственно историю ОДИ.